![]() |
|
Занятие для старшеклассников "Конфликты и их профилактика"
Цель: осознание старшеклассниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.
Задачи:
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация занятия, раздаточный материал
Раздаточный материал: листы формата А4, памятки "Как решать конфликты", "Стили реагирования в конфликтных ситуациях", бланки для самодиагностики.
Ход мероприятия
Организационная часть. (Слайд 1)
Ведущий:
- Приветствуем Вас на занятии, тема которого "Конфликты и их профилактика". Согласитесь, что данная тема очень актуальна, ведь в повседневной жизни мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов. По мнению социолога В.А.Ядова: "Конфликт - это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации". Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того, чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим теорию конфликта и способы выхода из него, определим свой тип поведения в конфликтной ситуации, это в дальнейшем позволит нам более конструктивно разрешать конфликт. (Слайд 2).
Теоретическая часть
Ведущий:
- И так, перейдем к самому понятию конфликт. Конфликт (от лат. conflictus) означает столкновение. Или же конфликт можно понимать как противостояние субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. (Слайд 3).
Что же является источником возникновения конфликтов: (Слайд 4). Прежде всего это - неумение контролировать своё эмоциональное состояние; скрытность;недопонимание; агрессивность; различие целей, интересов и т.д.
А теперь Вашему вниманию, мы предлагаем рассмотреть теорию конфликта в необычной интерпретации. Просмотр фрагмента мультфильма "Контакты. Конфликты" выпуск 1, авторы: Е.Гамбург, А.Еегидес, текст М.Жванецкого, киностудия Союзмультфильм, 1984. (Слайд 5 ).
(Слайд 6 ) Виды конфликтов разнообразны, веделяют:
(Слайд 7) Функции конфликта:
Позитивные:
Негативные:
Таким образом, конфликт нельзя рассматривать только как отрицательное явление.
Каковы же стадии конфликта? (Слайд 8)
Существуют несколько формул конфликтов.
Рассмотрим первую формулу (Слайд 9)
КС + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ
Конфликтная ситуация (КС) - накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
(Слайд 10) Разрешить конфликт по этой формуле - это значит:
(Слайд 11) Вторая формула конфликта
КС+КС1+КС2 = КОНФЛИКТ
Каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой.
(Слайд 12) Разрешить конфликт по этой формуле - это значит: устранить каждую из конфликтных ситуаций КС, КС1, КС2
(Слайд 13) Самодиагностика
Тест "Понимание пословиц"
Цель: определение способа поведения в конфликте.
Каждому старшекласснику раздаётся бланк ответов с тектом пословиц <Приложение 1>.
Ведущий зачитывает каждую пословицу, а обучающиеся в бланк ответов заносят соответствующий балл. Возможен вариант самостоятельной работы с данной методикой.
Инструкция: внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По 5-ти балльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использование в своем обычном поведении:
Список пословиц:
Обработка теста:
Полученные оценки суммируете по столбцам. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения (Слайд 14).
Ведущий просит поднять руки обучающихся, которые набрали больше всего баллов по I шкале и раздаёт им картинки с изображением черепахи; по II шкале - картинки с изображением акулы; по III шкале - картинки с изображением медвежонка, по IV - лисы, по V - совы. <Приложение 2>.
Ведущий: "По мнению психолога Э.Фромма, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточенна на решении двух основных вопросов: достижение своих личных целей - материальных, духовных, престижных и т.д. и создание хороших взаимоотношений с другими людьми. Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию. (Обучающимся раздаются памятки "Стили реагирования в конфликтных ситуациях"). <Приложение 3>.
(Слайд 15 ) Тип I "Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).
(Слайд 16) Тип II "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).
(Слайд 17) Тип III "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).
(Слайд 18) Тип IV "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).
(Слайд 19) Тип V "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".
На доску с прикреплёнными изображениями животных заносится количество стилей поведения по каждой шкале и делается вывод о преобладающем в данной группе стиле поведения в конфликтной ситуации.
Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.
А разрешить конфликт Вам поможет следующий алгоритм: (Слайд 20)
1 шаг: Почему?
Узнать почему участники конфликта хотят того, чего они хотят.
2 шаг: Зачем?
Установить потребности участников, а не только их цели
3 шаг: Как?
Каковы варианты решения?
4 шаг: Что?
Какое решение устроит всех.
Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения: (Слайд 21)
Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения: (Слайд 22)
Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, кторые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.
Перейдем к практическому заданию. (Слайд 23). Саморефлексия "Мои возможности"
Старшеклассники в течение 5 минут выполняют предложенное задание. После этого желающие озвучивают свои ответы.
Заключительная часть
В заключении мы хотим Вам предложить просмотр фрагмента мультфильма "Контакты. Конфликты". Выход из конфликта. (Слайд 24).
Выскажите, пожалуйста своё мнение о занятии (Слайд 25 ).
Что нового Вы узнали о конфликте?
Что Вас заинтересовало больше всего?
Что оказалось для Вас сложным?
Что больше всего понравилось?
Есть ли вопросы, оставшиеся без ответа?
Общее мнение о занятии?
Спасибо Вам за внимание (Слайд 26 ).
В конце занятия старшеклассники получают памятки "Как решать конфликты" <Приложение 4>.
Литература.